Что такое Крещение? Зачем я совершаю этот шаг?

Крещение ГосподнеДругие статьи рубрики «О Таинстве Крещения»:
  1. Что такое Крещение? Зачем я совершаю этот шаг?
  2. Таинство Крещения. Ответы на вопросы.
  3. Кто может стать крестным, и каковы обязанности крестных родителей?
  4. Крещение — не защита, а крест. О том, что должны знать крёстные.
  5. Молитвы за крестников.

«…Крепка, как смерть, любовь», — говорит нам Священное Писание (Песн. 8:6). Сравнение, на первый взгляд, непонятное и неприятное. Зачем сравнивать любовь со смертью? Что может быть прекраснее любви и тягостнее смерти. Здесь, однако, не сравнение, а утверждение, что только любовь может противостоять смерти.

Все, так или иначе, удавалось людям побеждать в этой жизни — болезни, страх, нужду… Одна только смерть оставалась непобедимой. И не было, казалось, силы, способной помешать ей. Однако уже в ветхозаветные времена прозвучало откровение о том, что любовь не менее сильна, чем смерть. А Евангелие стало радостной вестью: в мир пришла такая Любовь, которая сильнее смерти.

ИСТОРИЯ

Слова «крещение», «креститься» встречаем в самом начале Евангелия, когда Иоанн Креститель совершал крещение израильтян в Иордане. У нас эти слова звучат как производные от слова «крест», однако, это не так. В подлинном греческом тексте употребляется слово «баптисма», что переводится как «погружение в воду». Иоанн Креститель, долгие годы пребывавший в пустыне в посте и молитве, вышел на проповедь покаяния в преддверии близкого прихода Христа, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Проповедь этого человека произвела сильное действие на народ. Огромные толпы людей, «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6).

Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ? Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком. Но когда среди людей появляется подлинный праведник, стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно. И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Мы, христиане, называем это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю. Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит.

Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещальной купели сегодня. И хотя то крещение, которым крестил людей Иоанн Креститель и то, которым крестит сегодня Церковь Христова, — совсем не одно и то же, не вспомнить Иоанна, говоря о таинстве, нельзя. Как сам Иоанн был Предтечей Иисуса Христа, так его крещение было предтечей нашего крещения.

КРЕЩЕНИЕ И ПОКАЯНИЕ

Приходящим креститься Иоанн говорил: «Покайтесь…» В чем выражалось для приходящих это покаяние? Современный человек часто думает, что покаяться означает то же, что раскаяться. То есть, признаться на исповеди в совершенных грехах, искренне сожалея о них и обещая постараться больше их не повторять. Все это верно, и те, кто приходили на Иордан, исповедовали грехи свои, как повествует Евангелие. И все же настоящее покаяние подразумевает большее. Осознать свои падения, признаться в них и постараться больше не падать — конечно необходимо, но это только начало подлинного покаяния. Люди это чувствовали и спрашивали Иоанна: «Что же нам делать?»(Лк. 3:10) В ответ они слышали: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого ест пища, делай то же». (Лк. 3:11). Наверно, Иоанн говорил что-то и кроме этого, но евангелист называет главное. Если обобщить смысл этих конкретных указаний, он сводится к необходимости преодолеть свой эгоизм, увидеть рядом с собой тех, кто нуждается в помощи, поддержке, защите и послужить им, чем только можем, то есть к тому, что называем мы деятельной любовью к ближнему. И хотя наше крещение иное, чем Иоанново, в этом плане у нас все так же. Без покаяния оно не имеет никакого смысла. Когда на Апостолов в День Пятидесятницы сошел Дух Святой и они вышли на первую свою проповедь, говоря о воскресении Христовом, люди, слушавшие их, «умилились сердцем и сказали Петру: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:37-38). Разумеется, эти слова обращены не только к тем, кто тогда стоял рядом с Петром и другими Апостолами, но к каждому, кто услышал благую весть о жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа.

Как тогда, так и теперь очень важно, чтобы в сердце своем пережил человек покаяние, чтобы пересмотрел свою прошедшую жизнь в свете Евангелия, безжалостно осудил в себе то, о чем стыдно и вспоминать, принял твердое решение строить свою жизнь по Евангелию. Разумеется, это едва ли возможно, если человек даже не знаком с Евангелием.

КРЕЩЕНИЕ И ВЕРА

В книге «Деяния святых Апостолов» рассказывается, как апостол Филипп встретил по пути эфиопского вельможу и долго беседовал с ним о Христе. Когда они, продолжая путь, приехали к воде, эфиоплянин сказал: «Вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно» (Деян. 8:36-37).

Так мы подошли к тому, что отличает наше крещение от того, которым крестил приходящих к нему Иоанн Креститель. И там и здесь необходимо покаяние. Это — общее. И там и здесь — вера. Но приходившие к Иоанну верили в Грядущего Спасителя. Так же веровали их отцы и деды. Веровали и ждали. Мы же веруем в Того, Кто уже пришел, в Того, Кто, будучи вечно Богом Сыном, воплотившись от Девы Марии и Духа Святого, стал Сыном Человеческим, жил как Человек среди людей, умер за наши грехи на кресте, воскрес из мертвых. Кто, пребывая на Небесах «одесную Отца», не оставляет и нас, пообещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Обо всем этом беседовал Филипп с эфиопским вельможей и когда спросил его о вере, услышал в ответ: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8:37). Только услышав этот ответ, Филипп счел крещение возможным. Прошедшие с тех пор века ничего здесь не изменили. Эти же слова необходимо в сердце своем произнести каждому, желающему креститься.

К каждому живущему обращены слова Спасителя: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3:20). Христос никогда не взламывает никакие двери, не входит ни во чье сердце непрошенным гостем. Он стучит и ждет, не отворят ли. Если мы пришли креститься, значит решили отворить Христу дверь своего сердца.

ВЕРУЮ

Вера в Бога — непременное и главное условие крещения. Сегодня очень многие назовут себя верующими, но стоит попросить их сказать о своей вере поподробнее, и выясняется, что представления их о Боге очень расплывчаты, что тот, в кого они верят, имеет очень мало общего с Тем Богом, в Которого верят христиане.

Мы веруем в Бога — Святую Троицу, Единого по существу и троичного в Лицах, Отца и Сына и Святого Духа. Бог, читаем в «Катехизисе» святителя Филарета, есть «Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный», то есть — совершенный. Невозможно человеческим языком описать Бога, и все попытки сделать это только очень отдаленно могут приоткрыть тайну, познаваемую лишь сердцем человека, исполненного Духа Святого. «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы», — пишет св. апостол Иоанн Богослов. Ему же принадлежит самое, может быть, краткое и самое прекрасное из сказанного на человеческом языке о Боге: «Бог есть Любовь».

Из ничего Бог сотворил наш мир и самое прекрасное творение Его — человека, созданного по образу и подобию Божию. Будучи богоподобным, человек получил при сотворении своем свободу быть послушным Богу или строить свою жизнь вопреки Его воле. Именно это, последнее, и произошло, когда первые люди, Адам и Ева, вкусили запретный плод и отпали от единства с Богом. Человек стал существом смертным и неспособным противостоять греху. Вся человеческая история после грехопадения Адама и Евы свидетельствует о неспособности людей жить в ладу с природой, с ближними, с самими собой. И дело тут не в злой воле. Большинство из нас искренне хочет добра. Но, как точно сказал Апостол Павел, «… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18-19). Никакими личными усилиями невозможно было никому в человеческом роде, даже самым лучшим, победить эту порабощенность греху и смерти.

И тогда, чтобы спасти погибающее человечество, Сам Бог становится Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Чуть больше двух тысяч лет назад в иудейском городке Вифлееме рождается Младенец, Которому дают имя Иисус. Рождается от Девы Марии и Духа Святого Сын Божий, Который отныне становится и Сыном Человеческим. Происходит то, что непостижимо умом, но радостно принимается верующим сердцем — в одном Лице соединяется доселе несоединимое — Бог и Человек. «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом», — прекрасно сказал святитель Афанасий Великий, выразив эти кратким высказыванием и суть Боговоплощения и цель человеческой жизни.

Цель и смысл нашей жизни в соединении с Богом, в обожении. В этом спасение и вечная жизнь. К этому были призваны люди при сотворении, но, через непослушание Богу, утратили эту возможность. Теперь, воплотившись, Сын Божий эту возможность нам вернул.

Созданный по образу Божию, человек исказил в себе этот образ, до неузнаваемости. Лишь в самых лучших из нас сияли отблески славы первоначального образа. Сын Божий, приняв человеческую природу, обновил ее совершенно. Воплотившийся Сын Божий явил совершенный образ человека – Сына Человеческого. Взирая на Него, читая о Нем в Евангелии, общаясь с Ним в молитве, мы открываем, каким действительно должен быть Человек, видим тот подлинный идеал, к которому должно стремиться. Для нас бесконечно важно знать, как Он жил, слышать, что Он говорил, размышлять над тем, чему учил. И не только размышлять, но и исполнять! Его воплощение, жизнь, поступки, слова — все это драгоценно для нас, но самое высокое — Его смерть. Взяв на Себя грехи всего мира, то есть каждого из нас, Он, будучи Сам невинным, претерпел жесточайшие мучения и умер на кресте. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3:16). Впрочем, если бы дело Христа завершилось Его смертью, то где бы было тут спасение? Главная радость наша — Его ВОСКРЕСЕНИЕ, совершившееся на третий день после смерти. Воскресение Христово — самое великое событие человеческой истории. Оно наполняет сердце верующего упованием на вечную жизнь. Вера в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя нашего, делает нас способными принять благодать Духа Святого. И благодатью Духа Святого, подаваемой нам по вере во Христа, совершается спасение наше, преодолевается рабство греху, совершается усыновление человека Богу и открывается путь в Царство Отца и Сына и Святого Духа.

По материалам сайта: Азбука веры

Другие статьи рубрики «О Таинстве Крещения»:
  1. Что такое Крещение? Зачем я совершаю этот шаг?
  2. Таинство Крещения. Ответы на вопросы.
  3. Кто может стать крестным, и каковы обязанности крестных родителей?
  4. Крещение — не защита, а крест. О том, что должны знать крёстные.
  5. Молитвы за крестников.

Просмотры (1870)

Комментарии закрыты.