Дневник паломника + фотоотчет: поездка по святыням Путивля, Глухова, Конотопа и Шостки 8-10 июня 2012 г.

na_glavnuju

В воскресенье после службы нам объявили, что от Воскресной школы для детей и их родителей будет организована паломническая поездка по старинным монастырям и храмам Глуховской епархии (17 век). В душе появилось желание поехать с внуком Павлом по святым местам.

День первый

В пятницу рано утром все паломники собрались возле нашего храма. Было прохладно, но солнечно, настроение прекрасное в ожидании чего-то необычного. После молебна все отправились к автобусу. Войдя в автобус и устроившись на своих местах, мы благополучно поехали на встречу с неизвестностью.

За окном сначала мелькали улицы города, потом, выехав за город, поля, леса, пруды. На одной из остановок, когда все вышли подышать воздухом и размяться, на руке у отца Сергия оказалась огромная зелёная саранча. Все,и дети и взрослые внимательно рассматривали её и удивлялись тому, что она даже не пыталась улететь, а спокойно сидела на руке и давала на себя смотреть.

Время в поездке пробежало незаметно, мы подъехали к Софрониево-Малченскому мужскому монастырю. Здесь нас встретила матушка Руфина сотрудник местной епархии.

Совместная трапеза восстановила наши силы. Чистый воздух, простор, с одной стороны — лес, с другой — поля, цветы на территории монастыря, и вот мы входим в восстановленный храм пророка Илии. Монах-экскурсовод рассказывает об истории этого монастыря, о храме и иконах, которые там находятся.

Запомнилась история Путивльской иконы Божьей Матери. Эта икона находилась у одного человека, который не хотел отдавать её в монастырь. Он отвёз её в Киев, в магазин, на продажу, но кто её покупал у того начинались разные неприятности, поэтому икону возвращали назад. Впоследствии магазин вынужден был вернуть икону владельцу и в семье у него продолжилось тоже самое, пока наконец икону не вернули в монастырь, где она заняла достойное место.

Покровительница монастыря Софрониево-Молченская икона Божьей Матери, также поражает своим великолепием.

После мы спустились в пещеры, в пещерную церковь Рождества Христова, кельи монахов. Удивляешься аскетизму и подвигу подвижников, которые здесь жили и молились, а также подвигу советских партизан Сидора Ковпака штаб которых был в этих пещерах. Выйдя из пещер и отмахиваясь от глотнув чистого воздуха, мы осмотрели еще один храм Пресвятой Богородицы необычной постройки. Сколько сил, энтузиазма, терпения нужно монахам для восстановления этих святынь и понимаешь, что без Божьей помощи это невозможно.

Сев в автобус, мы отправились в Молченский Печерский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. По прибытию нас встретил чарующий взор вид монастыря. Врата белые, с золотыми куполами, забор — белый, все храмы и административные корпуса тоже белые с синими крышами и золотыми куполами. Весь монастырский двор утопает в цветах и даже бассейн с красивыми и черными рыбками вызывает восхищение. И всё это дело рук 12 послушниц во главе с матушкой Настоятельницей.

После вечерней службы и крестного хода вокруг монастыря, мы узнали, что ночевать будем в отремонтированном нижнем храме. Ночевать в храме — в этом есть что-то таинственное. Для меня и Павлика это было впервые.

После ужина в великолепной трапезной, где всё сделано с идеальным вкусом, нас ждала экскурсия по монастырю. Молодая и энергичная матушка рассказала историю монастыря и историю Молченской иконы Божией Матери, которую в красивом киоте нам вынесли на поклонение. Все на мгновение замерли перед святынею. Под пение «Царица наша преблагая» все мы приложились к чудотворному образу. Душа трепетала, сознание было растворено, воздух наполнен благодатью. Проводив икону, все пошли отдыхать. Совместная вечерняя молитва перед сном это ещё одно единение духа. Все уснули, но сон мне так и не приснился, а жаль. Так закончился первый день нашего паломничества.

День второй

Великолепное солнечное утро, прохладно, на душе радостно, потому что впереди ещё много интересного. Общее фото на фоне монастыря, цветов и в путь. Нас ждала Глинская пустынь. По дороге мы заехали в лес на место явления иконы Божьей Матери.

Здесь стоит деревянная часовенка и колодец с целебной водой. Все стали набирать и пить воду, даже обливаться. И вдруг начинаешь понимать, что этой водой напиться невозможно, всё время хочеться её пить, пить и пить.

Теперь нас ждал город Глухов и целебный источник, в котором можно окунуться. В городе нас встретил молодой гид – сотрудник местного краеведческого музея, который с воодушевлением и любовью рассказывал историю своего города, водил по храмам Глуховской епархии. Это храм Святого Николая, храм трёх Анастасий, в котором находится склеп семьи Терещенко, основателей этого храма и сделавших для города очень много. Это и храм Святой Троицы, в котором во время реставрации проявились фрески, написанные ещё при его строительстве.

За обедом в православном кафе все дружно обсуждали увиденное. А затем, посетив центр развития детей при Глуховской епархии, мы отправились на источник.

Дорога шла между зелёных полей, цветущих лугов, лесопосадок. Остановка. Выйдя с автобуса и вдохнув чистого воздуха, все направились к источнику. По дороге мы шли мимо пасущихся лошадей, цветов посаженных людьми вдоль дороги. На возвышенности стоит белая с золотым куполом часовенка, в которой можно приложиться к иконам и поставить свечи. Внизу сам источник и купальня. Выслушав историю возникновения источника у нашего проводника, все пошли к купальне. Когда вошли мальчишки в купальню, сколько было визга и радости. А потом зашли женщины и я с ними. Нырнув в воду с головой, я не достала ногами дна и испугалась. Доплыв до поручня, я по лестнице поднялась на верх. Сердце билось учащённо от мысли, что я могла утонуть. А всё потому, что я не увидела лестницу в воде и не держалась за поручень. Так и в жизни, если не живёшь с Богом, то идёшь по дороге полной опасностей.

После купания наступило полное умиротворение, по всему телу разлилась благодать. По дороге к автобусу шли и любовались луговыми цветами: и полевой гвоздикой, и ромашкой, и полынью с её горьковато-терпким запахом, и травами, и простором, и воздухом, наполненным солнцем и влагой. И запахами трав и цветов. И только к вечеру мы добрались до Глинской пустыни.

Войдя на территорию «Рождества Пресвятой Богородицы» ставропигиального мужского монастыря сразу почувствовалась какая-то строгость. Разместившись на ночлег и поужинав, некоторые из нас пошли на разные послушания. А мы с Павликом отправились на службу в Свято-Никольский храм. В храме чувство строгости не покидало меня. Оно исходило от мощей преподобных отцев Глинских, находящихся здесь. Идя на помазывание и прикладываясь к мощам преподобного Макария, я услышала мягкий голос батюшки: «С праздником», и чувство оцепенения растаяло, а в душе разлилась благодать и покой.

Пошёл дождь и, добежав до места нашего ночлега, мы благополучно уснули. Так закончился второй день нашего паломничества.

День третий

Воскресенье, раннее утро, как на пасху тепло и радостно. Мы прощаемся с Глинской пустынью, и едем на службу в Гамалеевский женский монастырь в храм священномученика Харлампия. Нас встречает настоятельница монастыря знакомая нам матушка Руфина.

Идя за матушкой по улице вниз и через небольшое поле, входим во двор монастыря. Зрелище не для слабых. Деревянный тротуар, вышка с конвоиром прямо над головой. За забором тюрьма. Часть этого монастыря, недавно, вернули Православной церкви. Здания монастыря требуют ремонта и снаружи и внутри. Осмотревшись, подходим к храму необычной постройки с толстыми стенами и без окон, двери-ворота с маленькими окнами в решётках. В храме холодно, хотя на улице жарко. Оделись. Начали готовиться к службе.

Отец Сергий, облачившись, будет служить с отцом Петром, Оксана Анатольевна с девочками петь на клиросе. В общем, все при деле. Началась служба и все мы — одно целое: батюшки вели службу, женщины — одни пели, остальные молились, дети были рядом и тоже молились. И вот причащение и конец воскресной службы. Лица светятся от радости. Отец Пётр поблагодарил всех за совместную службу и вместе с матушкой пригласили на трапезу. За трапезой матушка рассказала о богатой истории монастыря, о женщинах-помощницах, которые трудятся с ней во славу Богу. А я ловила себя на мысли о том, что как ни холодно было в храме и все были одеты, а мне почему-то было тепло.

После трапезы, переодевшись, все взялись за работу и взрослые, и дети. Кто носил кирпичи, кто выбрасывал мусор, кто подметал, кто рвал траву и мыл посуду. В воздухе царило единство духа, хотелось делать что-то ещё и ещё. Но время поджимало, нужно было отправляться в дорогу.

Поблагодарив матушку и женщин за приём, выслушав благодарности по поводу нашего трудового десанта, все отправились к автобусу. Водитель готовил его к отправлению, и у нас было время сходить в монастырь и наполнить термос кипятком для чая.

Мы с Павликом и Надей пошли в монастырь. Вдруг поднялся ветер, начал греметь гром, небо стало чёрным. Началась буря: ураганный ветер, сильный дождь, гром, молния. Мы успели вбежать в храм. Еле — еле закрыв за собой двери, смотрели на бурю через маленькие окошки в решётках на дверях, и было не по себе. Одно успокаивало — мы были под сенью храма и с нами ничего не случится. Даже Павлик, шестилетний ребёнок, не волновался и не роптал.

Буря утихла, шёл небольшой дождик. Женщины в храме нашли нам большую клеёнку. Укрывшись ею, мы пошли к автобусу прямо по лужам. Возле автобуса нас провожала матушка, приглашая приезжать ещё.

Всё! Мы в автобусе и едем домой. За окном то солнце, то дождь стеной и… радуга уходящая в небо.

В автобусе одни спят, другие читают молитвы, кто-то делится своими впечатлениями друг с другом, и кажется, что мы все здесь одна семья.

И вот наш город, родные улицы. Каждый выходит там, где ему удобно. И мы уже не паломники, а просто обычные люди-православные христиане.