Что нужно знать о Великом посте? На вопросы отвечает священник Сергий Белянов.

89399

По благословению Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Харьковского и Богодуховского, на вопросы “Прямой телефонной линии Вечернего Харькова” отвечает клирик Иоанно-Усекновенского храма священник Сергий Белянов.

Православный Великий пост самый продолжительный

– Добрый день, отец Сергий. Меня зовут Галина. Хочется узнать, когда появилась традиция поста и кто ее соблюдает?

– Можно говорить, что традиция христианского поста идет от Адама. Когда Бог запретил первым людям вкушать плод с древа – этим он уже дал понятие первого поста. При этом пост существовал и у язычников. Известно, что если человек собирался предпринять что-либо важное, он возлагал на себя пост, ведь постящийся становится более чутким к мировосприятию. Ограничивают себя не только христиане, но и многие другие религии, например мусульмане, иудеи и т. д. Конечно, у всех пост проходит по своим правилам.
У православных христиан существуют четыре основных поста. Причем самый продолжительный и строгий – Великий пост. Если быть точным – то это даже не один, а два поста. Изначально появился пост, который мы называем Страстной седмицей. Он предшествует Воскресению Христову – празднику Пасхи — как причастность к сопереживанию страданиям Христа. Позже, уже во II веке, христиане добавили к нему еще 40 дней. Связано это с традицией подготовиться к принятию крещения на Пасху. Поскольку в древние времена были гонения на христиан, то это время требовалось человеку для испытания себя – готов ли он принять эту веру.

«Пост – это подвиг, но не пытка»

– Здравствуйте, батюшка. Скажите, какие есть послабления во время Великого поста для пожилых людей, ведь здоровье уже не то? Меня зовут Галина Александровна.

– Еще Антоний Великий говорил, что болезнь сама по себе является постом, потому что ограничивает наши физические возможности. Поэтому каждый сам должен определить меру своего поста. Тем более если речь идет о серьезных заболеваниях, таких, например, как сахарный диабет. В этом случае следует советоваться не только со своим духовником, но и с врачом. Должен сказать, что в разных религиях к посту существует различный подход. У одних ограничивается количество пищи, другие смотрят на состав. В православной церкви имеет значение и количество, и качество принимаемой пищи. Хотя, нужно сказать, что сейчас все-таки появились определенные послабления. Например, в наше время уже не рекомендуется отказываться от употребления постного масла. Я своим прихожанам всегда советую ориентироваться на здоровье и не превращать пост в пытку. Нужно понимать, что сейчас даже здоровые люди стали физически и духовно слабее. Поэтому мы не должны голодать, а искать такую меру, чтобы при этом не переставать чувствовать Бога и молиться ему.

– Что делать, если в семье не все постятся, а готовить еду приходится мне, поэтому строгого воздержания от пищи не получается?

– Напомню, что христианин никогда не уходил от общества и не отказывался от общения. В данном случае, если вы готовите еду для всей семьи и вам приходится пробовать скоромные блюда, ничего страшного нет, потому что так проявляется ваше человеколюбие. Так исполняется закон любви, а церковный устав существует в помощь человеку, а не наоборот.– Добрый день, отец Сергий. Меня зовут Елена. Я хочу спросить у вас, какие еще ограничения, кроме употребления скоромной пищи, следует соблюдать во время Великого поста? Ведь разговоры только о правильности еды сводят пост к диете.
– Вы правы, Елена. Конечно же, пост не существует сам по себе, он в первую очередь посвящен молитве. Если мы, христиане, берем на себя подвиг Христа, а пост – это подвиг, то к нему нужно соответственно и относиться. Употребляя продукты, которые разрешены во время поста, не стоит ими переедаться. Исходим из того, что это праздник для души, а не для тела. Еще раз напоминаю, самое главное – это молитва, без нее пост действительно превращается в диету. Молитва же проходит только в состоянии спокойствия души, наедине с Богом, для этого нужно удерживаться и от чрезмерного потока информации, то есть соблюдать еще и информационный пост. Своим прихожанам я рекомендую отказываться от просмотра телевидения и интернета, ведь подобная информация субъективна и мешает спокойствию души. Также хочу напомнить верующим, что необходимо посещать богослужения в храмах, исповедаться и причащаться. Во время Великого поста увеличивается не только количество, но и длительность службы. Стоит пройти таинства маслособорования, особенно болеющим. Еще в это время можно просить у Господа не только за живых, но и за умерших.– А как же сейчас в неспокойное время быть в курсе новостей?

– Да, время неспокойное, но в пост все равно нужно уделять больше времени душе и молитве. Например, в нашей семье телевизора нет уже 20 лет, тем не менее необходимые новости мы все же узнаем. Дело в том, что даже если мы полностью откажемся от информации, она нас все равно найдет – сейчас такое время, все мы «плаваем» в информационном потоке, из-за чего даже возникают определенные заболевания. Приходя в храм, люди часто жалуются на неконтролируемую ярость и неспокойствие в душе. Я считаю, что это следствие того самого потока информации, который пронизывает нас насквозь.

К радости Воскресения приходят, лишь поборов себя

– Здравствуйте, отец Сергий. Вас беспокоит Мария. У меня вот какой вопрос: можете ли вы посоветовать, как сохранить мир в душе, избавиться от страха и тревоги? Я понимаю, что нужно посещать храм и молиться, но не всегда это получается.

– Действительно, было замечено, что перед постом и во время него число людей, которые приходят к священнику с семейными и другими проблемами увеличивается. Часто прихожане жалуются на раздражительность и агрессию. Ответ один: христианин должен побороть это состояние. Так что если вы чувствуете тревогу – это не страшно, главное, чтобы она не лишила вас разума. Время сейчас тяжелое, но нужно чувствовать и понимать, за какую грань ни в коем случае заходить нельзя. Для этого нужно усилить молитву, которая обязательно должна быть искренней. То, что нам так тяжело сейчас, как раз и поможет искренне излить свои чувства в молитве.

– Но для поста нужна гармония, а как быть с негативными эмоциями, которые приходят помимо воли?

– Иногда приходится себя «ломать». Человек может заметить в себе, что осуждает кого-то, завидует и тому подобное. Пост – это время, когда человек должен ответить на вопрос: кто я такой и зачем пришел в этот мир. Если мы этот пост преодолели, не сдались и пришли к Пасхе с радостью — значит мы победили себя.– Здравствуйте, меня зовут Игорь. Отец Сергий, скажите, можно ли соблюдать пост, если не получается бросить курить?

– Что поделаешь – человек грешен и слаб. Церковь никогда не требовала от человека сразу стать идеальном – древо веры растет медленно, как в каменистой почве. Тем не менее важно сделать первый шаг и осознать свою слабость — это приведет к покаянию. Если бросить вредную привычку не получается, нужно не только прикладывать все силы, чтобы бороться с ней, но и просить Бога, исповедаться. Когда заканчиваются человеческие возможности, тогда начинаются силы Божьи. Если человек не может отказаться от курения, я предлагаю, чтобы он хотя бы в день исповеди и причастия воздержался от курения. В любом случае не следует впадать в уныние – это тоже грех. Если верующий себя считает христианином и поступает соответственно, то рано или поздно он победит свои грехи.

«Детские молитвы угодны Богу»

– Здравствуйте, батюшка. Скажите, следует ли поститься детям? Меня зовут Лидия Павловна.

– Да, у детей есть свой пост. С малых лет ребенка необходимо приучать к воздержанию. Не обязательно придерживаться строгого ограничения в пище, например, учащимся позволено кушать рыбу, но в удовольствиях сдерживаться необходимо. Так, во время поста им можно отказаться от сладкого, просмотра мультфильмов, компьютерных игр и других развлекательных мероприятий. При этом важно, чтобы это было для ребенка осознанным шагом. Родители должны объяснить ему, для чего и почему это делается, заменить привычные развлечения чтением книг нравственного характера, приобщить к молитве. Кстати, дети относятся к вере очень естественно, ведь у них еще не сформировалось критическое мышление, поэтому они свободно молятся. Могу даже сказать, что это у них получается лучше, чем у взрослых. Например, когда в Киеве начались известные события, в нашем соборе прошел детский молебен о мире. Объявление о нем мы дали всего за день до этого. Тем не менее в двадцатиградусный мороз к нам пришли около 300 детей, и большинство по своей, а не родительской воле. К слову, существует детский молитвослов. В Великий пост хорошо ежедневно читать молитву преподобного Ефрема Сирина.

– Отец Сергий, у вас при храме существует воскресная школа для детей. Чем они там занимаются?

– Занятия проходят по воскресеньям, дети изучают Закон Божий. Сейчас у нас две группы: младшая – с шести до десяти лет и средняя – до 14, в будущем планируем организовать и старшую группу. Всего у нас учатся порядка 70 человек. Уроки преподают не священники, а учителя-миряне. Могу сказать, что занятия проводятся креативно, в игровой форме. Привычных оценок у нас нет, успехи мы отмечаем… бусинками. В конце занятий, например на праздник Жен-мироносиц, дети их дарят своим мамам, а те делают из них ожерелья. Кстати, часто детей в школу приводят родители, которые сами в храм почти не ходят. Говорят, что таким образом хотят, чтобы те выросли не такими как они, а стали лучше и чище.Также мы издаем детский журнал «Капельки». Он выходит с аудио-диском, который могут слушать не только не умеющие читать малыши, но и взрослые. Это готовый урок нравственности и разговор родителей с чадами.

Личное дело

Сергей Беляновродился 27 ноября 1969 года в Харькове. В 1985 году поступил в Харьковский техникум железнодорожного транспорта, после окончания работал электромехаником на станции Харьков-Балашовка. В 1990 году поступил в Харьковскую академию железнодорожного транспорта, занимал должность младшего научного сотрудника на кафедре автоматики, телемеханики и связи. С 1995 по 2001 год – работа в научно-производственных предприятиях «Финпрофиль», «Данко». В 2003 году поступил в Харьковскую духовную семинарию. Через год, 12 июля, в праздник Петра и Павла, рукоположен в сан дьякона. С 2004 по 2005 год служил в Свято-Покровском монастыре и одновременно исполнял обязанности настоятеля в храме Спаса Нерукотворного (ж/д станция Спасов скит). С апреля 2005 по 2012 год – настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в с. Просяное Нововодолажского района и одновременно настоятель в храме Покров Пресвятой Богородицы в с. Старая Водолага.
С 2012 года по настоящее время – клирик Иоанно-Усекновенского храма Харькова. Одновременно — руководитель Воскресной школы при храме и главный редактор сайта Иоанно-Усекновенского храма. С 2013 года – сотрудник газеты «Харьковские епархиальные ведомости».
С 2009 года по сей день – инициатор и главный редактор тематического познавательного журнала для детей «Капельки», который в том же году попал на фестивале «СМИ православных» в Киеве в номинацию «Открытие года». Участник фестиваля «Вера и слово» в Москве. Участник фестиваля лучших православных журналов Украины «Семейные чтения» в Виннице, Херсонесе, Одессе. Женат, воспитывает дочь. В студенчестве занимался туризмом, альпинизмом участвовал в горно-водных походах.

По материалам сайта: “Вечерний Харьков”

Просмотры (218)

Комментарии закрыты.